Главная » Как правильно подбирать

Подберите правильное определение к понятию мифология

Мифология

Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев. В М. Космос предстает как единое целое, образованное взаимодействием и взаимопревращениями живого и мертвого, сознательного и стихийного, человека и окружающей среды. Это достигалось путем переноса на природу связей и зависимостей, характерных для первобытного общества, т.е. путем ее одушевления. Мифологический образ мира синкретичен: в нем отсутствует четкое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, причины и следствия; процедуры логического обобщения и доказательства подменяются метафорическим сопоставлением по аналогии, внешнему сходству, сближением разнородных явлений на основе сходного эмоционально-чувственного восприятия. Тем самым происходит как бы снятие напряженности в отношениях природного хаоса и целенаправленной человеческой деятельности, достигается определенная предсказуемость результатов последней, что закрепляется образованием все более сложных ритуалов, обрядов, стереотипов коллективного поведения. Как архаический способ понимания мира, М. постепенно уступала место научным, достоверным представлениям о природной и общественной действительности, подчиненным критериям рационалистически-философского знания.

В истории проявилась и др. тенденция: М. составила материнское лоно, отправную точку для формирования ранних форм религии, а именно т.н. язычества. М. и религию объединяют многие общие черты - признание иного мира, бога или богов, чудес и знамений, непостижимых человеческому разуму и т.п. Вместе с тем постепенно выявлялись и существенные различия между ними, все отчетливее выделявшие само качество религиозности, так или иначе отличающееся от свойств фантастичности, сказочности, метафоричности. Религия предполагает не просто веру в сверхъестественный ( небесный , горний ) мир, но и в его решающее влияние на судьбы мира земного. Поэтому в ней практикуется особая технология целенаправленного воздействия на потусторонние силы - то, что называется культом.

М. обнаруживает типологическое сходство с ранними формами религии - магией, фетишизмом, анимизмом, тотемизмом. Языческие боги также не стоят над природой, они действуют внутри равновесного Космоса как олицетворения многочисленных природных и социальных стихий, обеспечивая раз и навсегда установленный порядок мироздания. Постепенно они все более персонифицируются, получают четкие сферы подвластной им природной и социальной действительности; среда их обитания поднимается к небу; происходит размежевание мифологических и религиозных персонажей доминирующего впоследствии теизма: все более жесткое противопоставление тела и духа, плоти и души, священного и профанного, земного и небесного. Многоликий антич. пантеон составил исходную основу для развитых форм религии (прежде всего теизма), все более обособляющихся от мифологии и ориентирующихся на последнюю реальность - стоящего над миром трансцендентного всемогущего Бога.

Суть этого процесса, совершавшегося в рамках общинно-родовой формации, охарактеризована А.Ф. Лосевым: Миф не есть религиозный символ, потому что религия есть вера в сверхчувственный мир и жизнь согласно этой вере, включая определенного рода мораль, быт, магию, обряды и таинства, и вообще культ. Миф же ничего сверхчувственного в себе не содержит, не требует никакой веры. С точки зрения первобытного человека, еще не дошедшего до разделения веры и знания. речь здесь должна идти не о вере, но о полном отождествлении человека с окружающей его средой, то есть природой и обществом. Не будучи магической операцией, миф тем более не включает в себя никакой обрядности. Магическая операция есть буквальная или субстанциональная реализация мифа. Магия, обряд, религия и миф представляют собой принципиально различные явления, которые не только развиваются часто вполне самостоятельно, но даже и враждуют между собой (Мифология // Философская энциклопедия. М. 1964. Т. 3).

Немаловажно и др. различие. По мере усложнения и расслоения общества выделяется особый социальный слой профессиональных деятелей (шаманы, колдуны, жрецы, духовенство, священнослужители, равно как и особые социальные ин-ты, прежде всего церковные), претендующих на роль распределителей всемогущей сверхъестественной энергии. Религиозные ин-ты срастаются с властными государственными структурами, что создает возможность узкие корпоративные интересы отдельных классов и социальных групп выдавать за общенародные , национальные интересы. Религиозная организация и люди, ее представляющие, в какой-то степени начинают занимать место семьи, племени и roc-ва. Они связывают человека вместо того, чтобы оставить его свободным, и человек начинает поклоняться не Богу, но группе, которая претендует на то, чтобы говорить от его имени. Это случилось во всех религиях (Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М. 1989).

Было бы упрощением свести М. к совокупности наивных и занимательных сказок, постепенно уступающих место научно трезвому взгляду на мир. Это самоценная, завершенная форма сознания, неотъемлемый культурный генофонд народа, санкционирующий и воспроизводящий традиционные для данного сообщества нормы поведения и духовные ценности.

Хотя религия как более жесткая, деспотическая по структуре и организации форма сознания и подавила М. окончательно порвать с ней она не может; многие религиозные, в т.ч. и теистические, представления по-прежнему толкуются в рамках мифологических образов, традиционных для данного региона. Отсюда древняя проблема демифологизации религии, в наше время драматично поставленная Р. Бультманом.

М. - не только хранительница коллективной народной памяти, но и постоянно воспроизводимый способ осмысления событий, представляющихся чудесными и непознаваемыми. Не случайно мифологические конструкции оживают и наполняются предельно современным содержанием в творчестве выдающихся писателей (М. Булгаков, Х.Л. Борхес, Г. Гессе, Дж. Джойс, Т. Манн, Г.Г. Маркес, А. де Сент- Экзюпери), стремящихся постичь тайны человеческого существования, недоступные холодному разуму.

Вся повседневная жизнь современного человека наполнена многочисленными мифами, постоянно культивируемыми массмедиа, не говоря уже о том, что мифотворчество охотно используется профессиональными идеологами для манипуляции массовым сознанием. Достаточно сослаться на официальную М. нацистской Германии. Больше того, именно сегодня, когда участились конфликты и войны на религиозно- этнической почве, М. стала существенным компонентом массовой культуры, повелительным мотивом деятельности миллионов и миллионов людей. На такую опасность обожествления власти, использования антиисторических сказаний, мифов, религиозных представлений указывали поколения гуманистов, скептиков, свободомыслящих, атеистов, отстаивавших идеалы веротерпимости и принцип свободы совести.

Токарев С.А. Что такое мифология? // Вопросы религии и атеизма [1] 10. М. 1962; Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М. 1972; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М. 1976; Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М. 1987; Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М. 1991; Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М. 1994; Хюбнер К. Истина мифа. М. 1996.

Помощь поисковых систем

Тест 5

а) экологическая и демографическая;

б) утрата людьми здоровья;

в) угроза ядерной войны;

г) истощение природных ресурсов;

д) все перечисленные.

2. Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа?

3. Кто из мыслителей является автором теории, согласно которой культура основана на принуждении и запрете влечений и служит двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми; человек, подавляющий свои бессознательные желания, выступает врагом культуры?

4. Подберите правильное определение к понятию «мифология»:

а) Фантастическое отражение действительности, возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании;

б) Наука, изучающая мифы и сказания;

в) оба определения правильны;

г) оба определения неправильны.

5. Как называется труд нидерландского учёного Й. Хёйзинги, в котором он излагает свою концепцию культуры?

а) «Первобытная культура»;

б) «Недовольство культурой»;

г) «Человек играющий».

6. Кто из мыслителей выделял исторический период 800-200 гг. до н.э. являющийся «ферментом, связывающим человечество в рамках единой мировой истории», «масштабом, позволяющим нам отчетливо видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом»?

г) Н. Данилевский;

7. Что изучает синергетика?

а) динамические процессы в открытых, неравновесных, нелинейных системах;

б) знаки и знаковые системы;

в) проблемы культурных коммуникаций.

8. Что такое субкультура?

а) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества;

б) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающийся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей;

в) все перечисленное.

9. Кому принадлежит термин «дегуманизация искусства»?

в) X. Ортеге-и-Гассету;

10. Кто из мыслителей противопоставлял понятия «культура» и «цивилизация»?

а) Н. Бердяев и О. Шпенглер;

б) Т. Парсонс и Э. Тайлор;

в) П. Сорокин и Ю. Лотман.

Миф: определение. Миф по Лосеву. Определение мифологии

November 3,

Древнегреческие, скандинавские, восточные мифы большинству из нас знакомы с детства. Фантастические существа, своеобразие сюжетов, могучие герои, являющиеся их элементами, запоминаются на всю жизнь как часть исторического прошлого современных цивилизаций. Определение мифа и мифологии у детей не вызывает особого труда. Это что-то вроде сказки, выдумки древних людей, которые ничего не знали, но все пытались объяснить. Однако определение слова миф не так уж просто. За знакомыми сюжетами скрывается целый мир.

Объяснение реальных событий

Определение миф — это оттиск мировоззрения его создателей может показаться странным. Тем не менее анализ многими учеными наследия самых разных народов позволяет говорить о его верности. Для молодого человечества мифология служила тем, чем является для нас сегодня наука. Она объясняла различные явления, устоявшиеся нормы, значимые события. Особенности мифологического понимания мира основаны на нюансах мышления, присущего людям конкретного исторического периода.

Рождающиеся в сознании какого-либо народа образы, имена и повествования призваны были объяснять реальные явления и события, а также социальные нормы.

Основа

Особенности мышления, делающие мифологию символической системой описания и понимания мира, можно свести к следующим чертам:

  • отсутствие способности отличить реальное от сверхъестественного;
  • низкая критичность, выражающаяся в игнорировании очевидных противоречий;
  • лишь начальная степень развития абстрактных понятий;
  • чувственно-конкретное познание;
  • образность;
  • эмоциональность.

Эти и некоторые другие особенности первобытного мышления приравнивают мифологию к мировоззрению.

Главное сокровище и непреложный закон

Возможно и такое определение слова миф : это особая концепция, утверждающая определенную систему ценностей и объясняющая ее появление. У наших далеких предков не было учебников по этике и многотомных справочников, предписывающих тот или иной тип поведения в конкретный момент. Все это до определенной степени заменяла мифология. Именно она являлась могучим источником, воды которого подготовили почву для развития философии, науки, литературы.

Каждый из исследователей, бравшихся за тему мифа, рассматривает ее под несколько иным углом. Так, одна из самых значительных научных концепций была создана А.Ф. Лосевым. Автор отказывает предмету своего исследования в объяснительной и познавательной функции. Определение мифа по Лосеву звучит следующим образом: миф есть развернутое магическое имя. Это сплав идеи и чувственного образа, выраженный и обозначаемый одним словом — именем.

Миф и религия

Мифология и религия - не одно и то же. Они появляются отдельно друг от друга, но тесно взаимодействуют на всем протяжении истории человечества. Мифология как мировосприятие включает в себя религию, а также первобытную философию и познание. В этом смысле она первична. Миф как имя выражается в конкретном образе или же в религиозном ритуале. Так он становится не привычным рассказом, а танцем, песней или иным обрядовым действием. Однако на этом взаимоотношения двух структур не заканчиваются. Так называемые культовые мифы служат для объяснения ритуалов. Появляются они часто, когда первоначальный смысл действий утрачен. Такие мифы-повествования вторичны по отношению к ритуалу.

Миф и литература

Для того чтобы определение слова миф стало более понятным, имеет смысл разграничить это понятие и родственные ему. Среди них - сказка, героический эпос, легенда. Первые два вырастают из мифа. Сказка в меньшей степени обладает этиологической функцией (не рассказывает о происхождении чего-либо), часто снабжается сознательным вымыслом. Рассказчик и слушатели осведомлены о нереальности описываемых событий. Миф же возникает в процессе неосознанного творения. Его содержание воспринимается как есть и никогда не подвергается сомнению.

Главный вклад, который сделала мифология в эпос, — это образ культурного героя. На его основе выросли многие известные нам персонажи. По мере взросления эпоса от архаических до прогрессивных форм в нем уменьшается доля мифологических элементов.

В основе же легенд чаще всего лежат исторические события. Однако грань между мифом и подобным повествованием весьма условна. Рассказы о различных эпизодах истории слишком тесно переплетаются с повествованием о жизни и деятельности богов и с другими фантастическими элементами.

Определение мифологии как родоначальницы литературы, таким образом, совершенно справедливо. На ее основе вырастают многие известные повествовательные жанры.

Определение слова миф несколько отличается у разных авторов. Однако все исследователи сходятся в том, что мифология представляет собой внушительный пласт культуры, способный многое поведать о прошлом человечества.

Источники: http://enc-dic.com/philosophy/Mifologija-1391.html, http://ayp.ru/library/kulturologiya-sbornik-kontroliruyushchikh-materialov-dlya-vsekh-spetsialnostei-ochnoi-form-8, http://fb.ru/article/212871/mif-opredelenie-mif-po-losevu-opredelenie-mifologii




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением




Статьи по теме