Главная » Как правильно подбирать

Подберите прилагательные правильно согласуя их с существительными

Занимательные факты по русскому языку (6 класс) по теме:
Интересная часть речи - прилагательное

В игре побеждает тот, кто последним назовёт имя прилагательное, обозначающее.

размер (большой, маленький, высокий, узкий, длинный. );

температуру (холодный, горячий, тёплый, летний, зимний. );

Замените прилагательное в словосочетании подходящим по смыслу синонимом.

Высокий человек (рослый), высокий дом (многоэтажный), высокий урожай (богатый), высокий голос (тонкий), высокая культура (развитая), высокий стиль (торжественный), высокие гости (почетные);

свежий воздух (чистый), свежий ветер (прохладный), свежий хлеб (мягкий), свежий огурец (несолёный), свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежая мысль (новая), свежее лицо (бодрое).

Подберите как можно больше прилагательных, которые начинаются на одну букву (например, К).

Красивый, красный, кожаный, кирпичный, курносый, крутой, кислый, колючий, качественный, королевский, киевский, коричневый, комиссионный, корректорский, коллективный, компактный, кофейный.

Подберите имена прилагательные к данным существительным, правильно согласуя их в роде и числе.

Кофе (горячий), пюре (картофельное), какаду (белый), тюль (красивый), эмаль (голубая), такси#39;(свободное), шампунь (дорогой), эскимо (сладкое), кенгуру (австралийский), шинель (солдатская), рояль (концертный), туш (громкий), тушь (чёрная).

Назовите имена существительные, образованные путём перехода в них имён прилагательных, обозначающие названия.

кушаний (жаркое, заливное, мороженое, холодное); магазинов (булочная, кондитерская);

поездов (скорый, пассажирский, товарный, почтовый);

животных (косой, вороной, пернатые);

терминов (запятая, звонкие, глухие, гласные, согласные, твёрдые, мягкие, ударные, безударные);

профессий (рабочий, дежурный, портной, пожарный, военный).

Прямое и переносное

К данному прилагательному нужно подобрать два таких имени существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.

Тяжёлый (камень, характер), горячая (вода, голова), острый (нож, язык), твёрдый (земля, решение), свежий (цветы, газеты), больной (человек, вопрос).

Попробуйте сосчитать, сколько нужно знать орфографических правил, чтобы не ошибиться в написании следующих имён прилагательных:

гигантский, веснушчатый, дощатый, револю ционный, высококвалифицированный, дискуссионный, копировальный, куцый, народнохозяйственный, периодический, французский.

Диктуемые учителем имена прилагательные распределить по колонкам. В первую записать те, в которых ударение падает на корень, во вторую — на суффикс, в третью — на окончание.

Бронзовый, боковой, вербовый, газовый, фронтовой, боевой, дубовый, кассовый, кружковый, валовой, кленовый, зерновой, кремовый, верховой, пальмовый, вековой, лесовой, шахматный, передовой, научный, липовый, правовой, почтовый, голосовой, трудовой, мировой.

От имён собственных

Образуйте прилагательные от имён собственных.

Кривой Рог (криворожский), Белая Церковь (белоцерковский), Париж (парижский), Воронеж (воронежский), Чернигов (черниговский), Винница (винницкий), Западная Европа (западноевропейский).

Имена прилагательные, которые пишутся через дефис, запишите в одну, колонку, все остальные — в другую.

Сельскохозяйственный, сложноподчинённый, юго-западный, общеобразовательный, тёмно-зелёный, украинско-русский, пятиэтажный, двадцатитрёхлетний.

За определённое время (2—3 мин.) нужно подобрать как можно больше прилагательных к данным учителем словам. Трава: зелёная, молодая, свежая, весенняя, нежная, изумрудная.

Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный. Снег: белый, пушистый, мягкий, искристый, мокрый.

Книга: интересная, серьёзная, толстая, библиотечная, новая. Друг: верный, старый, хороший, настоящий.

Знаешь ли ты сказки?

Подберите прилагательные-эпитеты к именам существительным, которые часто встречаются в сказках.

Молодец (добрый), девица (красная), солнце (ясное), ночь (лунная), конь (вороной), лес (дремучий), вода (живая), дорога (прямоезжая).

Угадай по рифме

Из известных школьникам стихотворений учитель читает рифмующиеся между собой имена прилагательные. Ребята должны назвать произведение, его автора и по возможности прочитать отрывок наизусть. Например:

(М. Лермонтов. «Парус»)

Попробуйте объяснить значение прилагательных и составить с ними словосочетания: комичный — комический практичный — практический фантастичный — фантастический хаотичный — хаотический драматичный — драматический человечный — человеческий методичный — методический лиричный — лирический

Составьте портрет знакомого человека, используя различные прилагательные.

Лицо: бледное, узкое, широкое, смуглое, красивое, приятное.

Глаза: голубые, серые, выразительные, хитрые, задумчивые.

Лоб: высокий, низкий, открытый, выпуклый.

Нос: прямой, курносый, длинный.

Волосы: прямые, густые, тёмные, седые, волнистые.

Взгляд: открытый, спокойный, ясный, робкий, строгий, задумчивый.

Улыбка: радостная, приветливая, грустная, #39;счастливая.

В игре побеждает тот, кто быстрее и правильнее образует имена прилагательные от числительного два и существительных знак, лицо, нога, слог, смысл, ведро, год, лето, месяц, мотор, неделя, цвет, час, этаж.

Двузначный, двуличный, двуногий, двусложный, двусмысленный, двухведёрный, двухгодичный, двухлетний, двухмесячный, двухмоторный, двухнедельный, двухцветный, двухчасовой, двухэтажный.

1. От какого прилагательного, обозначающего размер, надо отбросить начальную букву м, чтобы превратить его в прилагательное, обозначающее цвет?

(Малый — алый, маленький — аленький).

2. Какие прилагательные женского рода «жалуются» на свой размер?

(Низка-я, коротка-я, длинна-я, высока-я, долговяза-я).

3. Как с помощью существительного кий глаголы жал, лёг, стой превратить в прилагательные?

(Жал-кий, лёг-кий, стой-кий).

4. Какие прилагательные среднего рода в именительном падеже единственного числа пишутся с тремя буквами е подряд?

(Сложные прилагательные, в которых вторая часть образована от существительного шея: длинношеее, короткошеее, толстошеее, тонкошеее).

Замени имена прилагательные иноязычного происхождения другими, близкими по смыслу.

Апатичный (равнодушный), бракованный (некачественный), гигантский (огромный), эквивалентный (равнозначный), коллективный (общий), компактный (небольшой), контрастный (противоположный), коммуникабельный (общительный).

Учитель называет прилагательное. Ребята образовывают от него имя существительное и хором называют. Игра проводится в быстром темпе, поэтому нужно быть внимательными, чтобы не попасть впросак.

Новый (новость), суровый (суровость), сосновый. (сосна); полный (полнота), чёрный (чернота), красный (краснота), ясный. (ясность).

Шли двое. Остановились. Один другого спрашивает:

  • Это чёрная?
  • Нет, красная.
  • А почему она белая?
  • Потому что зелёная. (Смородина)

Напишите данные словосочетания, согласуя прилагательные с существительными.

Полученн… бандероль, молод… картофель, больн… мозоль, яичн… шампунь, концертн… рояль, свеж… овощ, вкусн. фасоль, серьезн… жюри, зелен… такси, вкусн. какао, быстр. кенгуру, умн… юноша, быстр. течение, смешн… шимпанзе, талантлив… маэстро, маленьк… пони, рассыпчат… рис

Поставьте существительные в Родительный падеж

Женщина, страна, земля, деревня, стая, семья, армия, степь, ночь, мышь, тетрадь, весы, очки, часы, будни, люди, ворота, каникулы,ясли, сани, имя,

сумерки, побережье. голова, кусок, друг, колос, девочка, сестра, озеро, дочь, пирог, цветок,

4. Написали телеграмму, а предлоги потерялись. Что такое телеграмма?

Отдыхаем… Кавказе, живем… гостинице…шестом этаже,… двухместном номере. Загораем… пляже, обедаем….ресторане, были…театре, …выставке, …стадионе, …цирке. Завтра поедем… озеро Рицу, потом полетим…Памир. Очень весело. Приезжай не … поезде, а …машине. Встретимся…. площади… станции, как договорились. Целуем. Ждем.

Поставьте словосочетание МОИ НОВЫЕ ДРУЗЬЯ в нужной форме в предложения

1. …….живут в Москве

2. Я часто бываю….

3. Вчера я ездил в гости…

4. Я вернулся…… в 9 часов

5. Я позвонил по телефону….

6. Он пригласил меня и…. в гости

7. Я был в театре…

Просклоняйте по падежам любые три словосочетания

Маленький дом, сибирское здоровье, городская больница, музыкальный театр, южный город, большое озеро, хороший товарищ, красивая чашка, новый преподаватель, интересная лекция

Выберите правильный вариант

1.Виктор часто звонит… А) старшему брату

2.У тебя есть…. Б) от старшего брата

3.Я получил письмо…. В) старший брат

Г) старшего брата

4.Мой друг приехал…. А) в маленьком городе

5. Раньше он жил… Б) из маленького города

6. Он рассказал мне… В) о маленьком городе

8.…. – самый короткий месяц года А) февраль

9. Мы поедем в Москву…. Б) в феврале

10.Мой день рождения - 23 …. В) февраля

11…. было холодно

12.Скоро у меня будет экзамен… А) русский язык

Б) по русскому языку

В) русского языка

13. Метро появилось …. А) двадцатый век

Б) в двадцатом веке

В) двадцатого века

14. Лекция началась… А) через 15 минут

15. Перерыв продолжается…. Б) 15 минут назад

16. Лекция кончится… В) 15 минут

17. Преподаватель… объяснял новые глаголы

18. У меня нет… А) синяя ручка

19. Дай, пожалуйста,… Б) синей ручки

20 Я всегда пишу…. В) синюю ручку

21. Перерыв продолжается…. А) через полчаса

22. Урок начался…. Б) полчаса

23. Концерт кончился… В) полчаса назад

24. До начала урока осталось….

25. В больнице работает много… А) врачи

26. Все …. пришли на собрание Б) врачей

27. В кабинете было 3………. В) врача

28. В институте работает 10…….

29. В Петербурге всегда много…. А) иностранные туристы

30. Петербург нравится……. Б) иностранных туристов

31. В Петербург часто приезжают…. В) иностранным туристам

Г) иностранными туристами

32. В Финляндии много…. А) озера

33. ….много рыбы Б) озер

34. Недалеко от Петербурга есть красивые ……. В) в озерах

35. У студентов были…. А) зимних каникул

36. Друзья встретились после…. Б) зимние каникулы

37. Анна написала подруге……. В) о зимних каникулах

Г) зимними каникулами

38. Анне нравятся…. А) иностранных языков

39. Она много занимается…… Б) иностранные языки

40. Она будет преподавателем…. В) иностранными языками

Г) об иностранных языках

41. У Марты много …. А) подругам

42. Многие ее …. Окончили университет Б) подруг

43. Марта всегда помогает…. В) подруги

44. Она часто встречает…. на дискотеке

45. Я часто пишу письма…. А) младшие братья

46. В прошлом году я был…. Б) с младшими братьями

47. Я ходил на стадион …. В) у младших братьев

Г) младшим братьям

Письмо, кольцо, стекло, лицо, село.

Право, место, зеркало, слово.

Модель:здание – здания, государство – государства

Собрание, заседание, совещание, упражнение, правительство1.

Вам что-то еще надо? воспользуйтесь поиском по сайту:

Русский язык
5 класс (ч.1)

§ 21. Имя прилагательное

102. Сравните два текста. В каком из них наиболее ярко описан сад в конце лета? Чем это достигается? • На какие вопросы отвечают выделенные прилагательные?
  1. Август — ещё лето, но уже и не лето, пчёлы прилетают всё реже, цветы уже отцвели, а флоксы с их запахом не влекут к себе. Серёжки мяты тоже без запаха.
  2. Август — ещё лето, но уже и не лето, пчёлы прилетают всё реже, медоносные цветы уже отцвели, а флоксы с их соломенно-травянистым запахом не влекут к себе. Пушистые сиреневые серёжки мяты тоже без запаха.

103. Составьте небольшой текст, в котором с помощью имён прилагательных вы опишете осенние деревья, кустарники, цветы, травы и т. д. Подчеркните в тексте прилагательные волнистой чертой.

104. Спишите, согласуя прилагательные с существительными. Какое вопросительное слово помогает определить безударные окончания имён прилагательных?

В (дальний) походе; с (неожиданная) радостью; на (розоватые) облаках 3 ; к (раскидистая) ели; на (могучий) дубе; под (кудрявая) берёзкой; из-за (мрачная) тучи.

105. Спишите. Обозначьте падеж выделенных существительных. Пользуйтесь вопросами, дописывая окончания прилагательных.

1. Ранн. летн. утром приятно побродить по лесу, подышать чист. свеж. воздухом. 2. С ранн. утра и до поздн. ночи слышится 3 чудесн. пение лесн. птиц. 3. Белка взобралась на верхн. ветку ели 3 и исчезла в зелён. хвое. 4. В прозрачн. воздухе при ярк. свете солнца речка кажется серебрян. лентой. а луг — праздничн. ковром.

106. Озаглавьте текст Ю. Нагибина. Определите его стиль. Спишите, обозначая падеж прилагательных. • Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.

Лес в полном смысл. звенел. Я узнавал тонк. остр. свист синиц, клацанье дроздов, тревожн. переклики сорок 3.

Стройная, изящная птичка сидела на верхушк. молодой ел. на её светл. вертикальн. побег. и заливалась так самозабвенно, что подпустила меня вплотную. А когда, наконец, заметила меня, то перелетела на соседн. ёлочку, опять на самую маковку. Жаль, я не знал, что это за птичка.

107. Прочитайте первое четверостишие из стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога». Найдите однокоренные слова. Выпишите их со словами, к которым они относятся.

    Сквозь волнистые туманы
    Пробирается луна,
    На печальные поляны
    Льёт печально свет она.

108. Составьте два предложения с любыми из выделенных однокоренных слов (одно - с прилагательным, другое - с наречием).

109. Любите ли вы ходить в лес? собирать грибы и ягоды? Посмотрите, как изобразил лето художник А. Пластов на картине «Летом» (см. репродукцию в конце учебника). Что прежде всего привлекло ваше внимание?

яркий, ослепительный, зелёный, изумрудный

Рассмотрите картину более внимательно. Опишите всех, кого нарисовал художник. Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? С помощью чего художник показал нам, что стоит солнечный, тихий день? Опишите (устно или письменно) картину. Используйте, если нужно, в своём сочинении слова, помещённые в рамке.

110. Диктант (см. памятку). Обозначьте падеж имён существительных.

П..хать землю, на соседн..м 3 огород. уча(?)ствовать в уборк. урожая, вые..жает на комбайн. в сер(?)ёзной брош..ре 2. разд..ваться в выш..не, солов(?)иную трель, налево по турис(?)ской тропе, продвигаться вперёд скво..ь ч..щу, ж..леть ребёнка, о неуклюж..м косолап..м медвед. труслив..м зайц. и ло..кой обез(?)яне, по щ..чьему веленью, нал..вные яблоки на ветк. тяжёл. колос(?)я пшеницы.

Источники: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/19/interesnaya-chast-rechi-prilagatelnoe, http://mylektsii.ru/11-26220.html, http://tepka.ru/Russkij_yazyk_5.1/21.html



Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения




Статьи по теме