Главная » Как правильно разное

Дает правильное объективное представление о

2. Понятие и общее представление

Понятие — основная форма понятийного мышления. Но что подразумевается под понятием? Пока что, ориентировочно, можно сказать следующее: понятие представляет собой смысл, значение каждого отдельного слова. Поэтому достаточно назвать любое слово, неважно какое, и мы всегда б у д е м иметь дело с понятием. Например, дом, книга, единство, понятие. Однако слово является настоящим понятием только формально, логически. Психологически же, то есть с точки зрения сознания каждого отдельного человека, оно может иметь немного общего с понятием. Обратимся к примеру: допустим, мы предложили ученику нарисовать на доске круг, и он правильно решил эту задачу. Означает ли данное обстоятельство, что у него имеется понятие круга? Несомненно, что ученик знает значение слова. Следовательно, у него как будто бы должно иметься и понятие. Однако не исключено и то, что под значением этого слова он подразумевает не понятие, а нечто другое, не являющееся понятием, но в данном случае выполняющее его роль и представляющее собой его функциональный эквивалент. Например, субъект может иметь так называемое общее представление о круге, вполне достаточное для правильного изображения данной фигуры.

В самом деле, ассоциативная психология не усматривала, в сущности, никакой разницы между общим представлением и понятием. Необходимо выяснить, насколько правомерен подобный взгляд.

Что такое общее представление? Лучше всего ответить на этот вопрос с позиций ассоциативной психологии. Несомненно, что ученик видел достаточно много фигур, именуемых кругом, причем зачастую их цвет и величина очень различались, но форма была всегда одинаковой. Поэтому вследствие частого, повторяющегося восприятия этой формы в сознании субъекта закрепилось именно данное представление, тогда как моменты, связанные с цветом и величиной, в силу своего непостоянства остались в тени. Следовательно, в связи с тем, что называется кругом, у субъекта должно было выработаться представление, определенное в плане формы и неопределенное по другим своим качествам. Такое представление совершенно справедливо именуется общим представлением. Действительно, разве можно его считать представлением одного какого-то определенного круга? Ведь оно имеет лишь определенную форму, тогда как цвет и величина остаются неопределенными. Выражаясь точнее, не все составные части данного представления выражены одинаково четко, хотя как образ оно является совершенно определенным. Не определено оно только функционально, и поэтому этот круг в зависимости от желания может быть и малым, и большим, и красным, и черным. И вот, когда нашему ученику предлагают нарисовать круг, в его сознании, возможно, возникает именно это туманное или функционально неопределенное представление, позволяющее ему правильно выполнить задание.

Допустим, мы спросили ученика, что такое круг. Если он опирается на общее представление круга, то его ответ будет приблизительно следующим: круг — это круглая фигура. Стало быть, он назовет определенный признак круга как наглядного образа. Можно ли считать, что у ученика имеется понятие круга? Для установления этого следует сопоставить данное им определение с определением, предлагаемым соответствующей наукой, в данном случае — геометрией, согласно которой круг представляет собой замкнутую фигуру, ограниченную окружностью — линией, все точки равноудалены от центра. Как видим, между этими определениями отмечается большая разница; в частности, в первом случае в качестве основного признака названо одно из его чувственных свойств — округлость, тогда как во втором случае эта роль возложена на соотношение между частями. В этом и состоит главное, характерное различие между понятием и общим представлением, причем оно отмечается не только в данном частном случае, а во всех случаях вообще.

Однако, коль скоро это так, то есть если общее представление всегда построено на наглядном, чувственном материале, а понятие главным образом учитывает соотношения, то очевидно, что и пути возникновения общего представления и понятия должны быть существенно различными.

Как было показано выше, общее представление имеет по сути ассоциативное происхождение. Само собой разумеется, что раз понятие представляет собой не наглядный образ, а постижение соотношений, то оно никак не может возникнуть путем ассоциаций, то есть механически. Понятие подразумевает активность субъекта, лежащую в основе выделения, определенного отбора и фиксации соотношений.

Общее представление содержит в себе признаки, имеющиеся у всех представителей группы, то есть общие признаки. О понятии этого не скажешь, поскольку оно содержит не общие признаки, а существенные признаки, то есть являющиеся необходимыми и достаточными для всех объектов, входящих в это понятие. Очевидно, что выдвинуть эти признаки на передний план сознания ассоциативным путем невозможно, ведь их нужно найти, отобрать и оценить, что возможно лишь на основе познавательной активности. Вне вмешательства целенаправленной активности оценка познавательной ценности и существенности тех или иных признаков совершенно исключена. Ассоциация для этой роли абсолютно непригодна.

Общее представление о психике. Специфика психического отражения

Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием сознание . Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания ( Сверх Я ).

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это субъективный образ объективного мира .

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение- полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
  • психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется через индивидуальность человека;
  • носит опережающий характер.

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, изобретать новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Лекция добавлена 01.11. в 23:32:33

Учёба-Легко.РФ, Санкт-Петербург, 2010- гг. [email protected]

Для того, чтобы избежать кредитных рисков при выдаче займов физическим лицам, банки должны определить платежеспособность клиента и вероятность возвращения как основной суммы, так и процентов. Для этого могут применяться самые разные способы. Основными считаются два пути подхода к данной проблеме - метод экспертных оценок и автоматизированная балльная система.

Балльная система

Такая оценка кредитоспособности физических лиц преимущественно используется отечественными банками. Так как далеко не каждый гражданин, который пытается взять денег в банке, имеет зарегистрированную кредитную историю.

Система выставления баллов использует факторный анализ. Она позволяет быстро и с наименьшими затратами проанализировать максимальный объем заявок. Кроме того, автоматизация обработки данных позволяет проводить такую работу инспекторам, не имеющим большого опыта. Что заметно сокращает потенциальные убытки от безнадежных займов .

Правильно настроенная система бальной оценки может дать даже более объективное представление о кредитоспособности, чем исследование истории заемщика. Основана она на накоплении базы данных и распределении клиентов по уровню критериальных оценок - Хорошие , Плохие и Удовлетворительные .

Например, система скоринга Дюрана основывается на сопоставлении различных характеристик: профессия, возраст, семейное положение, уровень доходов и так далее. Оценка проводится по принципу логистической регрессии. Каждому из параметров присваивается определенный балл. Получающийся интегральный показатель, являющийся суммой баллов, дает достаточно точное представление о кредитоспособности заемщика. Решение о получении займов и возможной сумме принимается на основе результирующего балла.

Экспертная система

Данная система основана на том, что оценка происходит по известной истории потенциального заемщика. Эта методика чаще используется в Европе и США, где практически каждый клиент уже имеет длительную кредитную историю, и все предыдущие (и текущие) займы можно просмотреть в едином реестре.

Например, инспектор банка в США первым делом посылает запрос в региональное отделение соответствующего бюро, и получает данные о взятых суммах, истории их погашения, а также кредитном рейтинге.

Использование системы позволяет любому банку давать правильную оценку как финансового состояния, так и личных качеств, аккуратности и обязательности потенциального клиента. Однако она требует наличия сети мониторинга и работы с большими базами данных. В данный момент такой метод активно внедряется и в международной банковской практике. Но пока еще не так часто используется у нас.

Источники: http://www.rusmedserver.ru/med/obschaya/249.html, http://uclg.ru/education/psihologiya/lecture_lec_obschee_predstavlenie_o_psihike__spetsifika_psihicheskogo_otrajeniya.html, http://www.linktolink.ru/articles5/kak-banki-ocenivayut-kreditosposobnost




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением




Статьи по теме