Главная » Как правильно вставить

Как правильно вставить подшипник в каретку велосипеда

РЕМОНТ КАРЕТОК ВЕЛОСИПЕДА

Каретка дорожного, да и любого другого велосипеда, пожалуй, самый нагруженный его механизм. Поэтому в каретках с наружными конусными подшипниками в моменты значительных перегрузок нередко разрушаются сепараторы подшипников, при этом зачастую повреждаются и шариковые дорожки на конусах кареточного вала.

Интенсивный износ дорожек происходит и при эксплуатации велосипеда на грунтовых дорогах из-за попадания пыли в кареточный узел. Самый простой способ восстановления работоспособности механизма — заменить поврежденные детали или узел в сборе. Это, как правило, и делают в ремонтных мастерских. Но такой выход вряд ли приемлем для рачительного самодельщика, который постарается вернуть к жизни штатные детали.

Кареточный вал он проточит до диаметра 15 мм почти на всю длину, оставив лишь с одного края место для установки шатуна с ведущей звездочкой. Этот размер соответствует диаметру внутреннего отверстия подшипников серии 202. На вал до упора в буртик насадит подшипник типа 60202 защитной шайбой наружу (можно использовать и подшипники типа 80202 с защитными шайбами на обеих сторонах).

Вал вставит в корпус каретки и туда же запрессует подшипник заподлицо с торцами, при необходимости немного расточив резьбовую часть внутри трубы корпуса до наружного диаметра внешнего кольца. Затем с другой стороны насадит на вал и запрессует в корпус второй подшипник защитной шайбой наружу.

Далее выточит переходную втулку для установки шатуна, прорезав в ней паз под крепежный клин и напрессует ее на выступающий конец вала. Отремонтированный таким образом кареточный механизм нередко работает до «списания» велосипеда, но слишком много приходится протачивать, срезая весь цементированный слой вала, и лыска паза под клин остается очень маленькой. Шатун с этой стороны от больших нагрузок может расшататься, и тогда придется думать, как ремонтировать и это место.

Но самое нежелательное при этом способе ремонта то, что почти наверняка будет испорчена специальная резьба СПМ 35x1 (с одной стороны — правая, а с другой — левая) внутри кареточного корпуса, и узел станет неремонтопригодным. Поэтому я поступил, немного иначе, хотя без токарных работ тоже не обошлось.

Проточил на поврежденных дорожках конусов кареточного вала неглубокие канавки радиусом 4 мм под шарики диаметром 8 мм (точнее, 7,94 мм) таким образом, что диаметр шейки вала под канавками составил 14 мм. Шарики взял от двух старых подшипников 204. Места проточек прошлифовал, хотя этого можно было и не делать — шарики сами способны выровнять и даже упрочить дорожки. Узел собирал в такой последовательности.

Сначала, густо обмазав солидолом место проточки на одной стороне вала, утопил в смазку один к одному шарики и надел чашку на вал и шарики. Вал вставил в корпус каретки и ввинтил туда чашку до упора. То же сделал и на другом конце вала (с противоположной стороны каретки), ввинчивая вторую чашку до тех пор, пока вал в корпусе не стал вращаться без люфта, но свободно.

Вместо шариков от подшипников 204 можно взять и от 203. Их шарики диаметром 7,14 мм устанавливают на вал с каждой стороны по девять штук. Зато канавки на валу требуется проточить радиусом 3,6 мм, оставив шейку на валу уже диаметром 15 мм.

Первый способ ремонта кареток велосипеда. I — вал; 2 — подшипники 60202 (80202); 3 — втулка; 4 — корпус каретки

Установка шатуна на вал через переходную втулку: 1 — вал; 2 — шатун; 3 — втулка; 4 — клин; 5 — шайба; 6 — гайка

Доработка вала кареткн по второму способу ремонта (в скобках указаны радиус канавки и диаметр шейки для шариков диаметром 7,14 мм из подшипников 203)

Отремонтированный кареточный узел в сборе: 1 — левый шатун; 2 — вал; 3 — контргайка; 4 — левая чашка; 5 — шарики из подшипников 204; 6 — корпус каретки; 7 — правая чашка; 8 — ведущая звездочка; 9 — правый шатун

Каретка велосипеда (кареточный узел)

Каретка (bottom bracket ), представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Назначение кареточного узла - передавать крутящий момент от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями. Расположение в нижней части рамы, прямо за передним колесом, приводит к постоянному его закидыванию грязью и водой, поэтому подшипники каретки должны быть хорошо защищены от воздействия внешней среды.

Типы кареточных узлов.

Все каретки можно разделить на открытые и закрытые, так называемые картриджи или капсулы. Иногда можно встретить и полукартриджи . В первом случае, вал вращается в подшипниках, установленных в чашках, которые в свою очередь ввинчиваются в кареточную трубу рамы. Недостатки этого типа кареток - необходимость точного изготовления рамы для избежания перекосов и сложность организации качественной защиты подшипников от внешней среды.

Картридж каретки позволяет избежать этих проблем: подшипники находятся в жестком корпусе, который вворачивается в велосипедную раму. Это исключает перекос подшипников и необходимость регулировать каретку. В картридже можно удобно разместить качественное уплотнение вала. Крое того, подшипники будут защищены от ржавчины, которая может осыпаться с внутренней стороны труб рамы. Большинство картриджей неразборные, но есть и разборные, например, недорогие картриджи Shimano. Желательно выбирать картриджи с хромированным внешним покрытием (например, Shimano Deore LX и выше) и обильно смазывать во избежание прикипания к раме.

В то же самое время нельзя сказать: открытая каретка - плохо, картридж - хорошо . Например, при попадании грязи в открытую каретку ее можно прочистить и собрать с новой смазкой, в то время как картридж в таких условиях быстро износится и выйдет из строя.

Типы соединений вала каретки с шатунами.

На очень дешевых велосипедах неизвестного производства нередко можно встретить каретки, в которых кареточный вал и шатуны представляют собой единую деталь. Такие одноразовые каретки не выдерживают никакой критики.

Для велосипедов советского и российского производства характерно соединение вала каретки и шатунов при помощи шпонки (клина). В существующем исполнении - ненадежная конструкция, которая часто разбалтывается, если шпонка не была завинчена как следует перед первой поездкой (а на новых велосипедах она очень часто закручена слабо). Единственное достоинство этого типа соединения заключено в возможности достаточно легкого снятия шатунов без специальных съемников.

На большей части импортных велосипедов используется соединение с посадкой шатунов на квадрат . Концы вала в таких каретках выполнены в виде конуса квадратного сечения. Соединение получается весьма жестким и не разбалтывается со временем, так как основная нагрузка идет на сам вал, а не на шпонку, как в предыдущем типе. Вал и шатун соединяются болтом под рожковый ключ на 15 мм или шестигранник на 8 мм, на самых дешевых каретках, например, Shimano Tourney. шатун крепится гайкой. В этом случае, для снятия шатунов приходится использовать специальный съемник.

На более продвинутых велосипедах, как горных, так и шоссейных, сейчас используется шлицевое соединение вала каретки и шатунов. Существует два стандарта: Shimano OctaLink. который используется только Shimano в группах Deore - XTR. и, появившийся в 2000 году (из-за лицензионных требований со стороны Shimano) ISIS Drive. поддерживаемый такими известными компаниями, как Bontrager. Chris King. FSA. Race Face. Stronglight. Truvativ. Оба типа соединений несовместимы из-за разного числа шлицов и их конфигурации. Шлицевое соединение позволяет достичь еще большей жесткости, чем квадратное, а также, использовать в каретках пустотелые валы большого диаметра для снижения веса и увеличения жесткости последних.

Размеры кареток.

При установке каретки необходимо учитывать следующие размеры: ширину кареточной трубы рамы (bottom bracket shell ), тип правого фланца, длину вала (axle length ) и параметр chain line .

Ширина кареточной трубы может быть одного из трех размеров: 68 или 73 мм типа BSA или 70 мм итальянского типа. Кроме размеров, третий тип отличается и резьбами. Наиболее распространены два первых типоразмера, причем еще существуют так называемые E-type каретки с увеличенным бортиком с правой стороны для крепления переднего переключателя передач.

Длина вала каретки в сочетании с использованием конкретной системы определяют, на каком расстоянии будут находиться звезды системы, относительно средней плоскости рамы велосипеда (параметр chain line). Характерные значения - 47.5 и 50 мм. Характерные длины валов под шлицевое соединение - 113 и 118 мм, а под квадрат их достаточно много: от 116-127 для Shimano Tourney, 116 для Shimano Altus до 108-113 для более высоких групп.

от 22.01.04 | разместил: cuca

Источник: http://www.sportelement.ru/bstory/dept%3Dcrank_bb%26uid%3D359

Отремонтировать каретку велосипеда иногда бывает необходимо. Появился неприятный хруст в каретке - надо обязательно обратить на него внимание. Если каретка выходит из строя, то заменить её для несведущего пользователя и не специалиста в домашних условиях сложная задача, здесь речь идёт о современном горном велосипеде.

Каретка с упорными гильзами и подшипниками

Для снятия шатунов педалей понадобится специальный торцевой ключ и специальная выжимка шатуна с оси каретки.

Треск в каретке, а значит в подшипнике, говорит о том что менять нужно, причём обязательно. Сами подшипники пыле влаго защищённые и ремонту не подлежат, только замене. Надо разобрать каретку.

Открутить упорную гильзу на раме, которая закрывает каретку тоже сложно, если сказать невозможно без специального ключа. Сама замена каретки вместе с подшипниками трудностей не вызовет, только снятие каретки.

Ключ для картриджа каретки

Видов кареток достаточно, но в принципе они на современных велосипеда по конструкции одинаковые. Можно только сказать, что самые долговечные это закрытых подшипниках, а самые лёгкие на ход их насыпных шариков. На моём велосипеде стоят подшипники.

Если у вас есть все перечисленные ключи и новая каретка именно для вашего велосипеда, то приступаем к замене каретки. Сначала снимаем простой отвёрткой пластмассовые заглушки с шатунов педалей в торцах оси каретки. Следующим действием торцевым ключом откручиваем затягивающие болты шатунов.

Ключ выжимка для снятия шатунов

Некоторые шатуны имеют треугольное посадочное место на ось, у меня на велосипеде квадратное посадочное место с переменной толщиной квадрата к раме. Это надо учитывать при покупке нового узла для замены. У треугольной по сечению оси каретки тоже идёт постепенное утолщение оси к раме, поэтому шатун этим болтом затягивается очень туго и чтобы снять шатун понадобится выжимка. Для неё в шатуне нарезана мелкая резьба. Выворачиваем почти до конца толкатель и выжимку вворачиваем в шатун. Вворачиваем толкатель и шатун вместе с выжимкой должен сняться.

Аккуратно снимаем с оси и вытираем от пыли и грязи пыльник. Открывается доступ для снятия упорной гильзы каретки. Здесь опять понадобится специальный ключ. Надо учитывать направление резьбы на гильзе при снятии её. с правой стороны велосипеда она закручивается по часовой стрелке, а с левой стороны велосипеда против часовой стрелки. Вставить специальный ключ в шлицы под него и разводным ключом или подходящего размера откручиваем упорную гильзу.

Только теперь снимаем шатун с другой стороны велосипеда точно таким же образом как было рассказано ранее. Снимаем и чистим пыльник с другой стороны каретки. Вынимаем каретку и безжалостно выбрасываем. Если у вас есть возможность достать точно такие же подшипники на каретку, то можно их просто заменить, они легко снимаются и меняются. Номер подшипника можно посмотреть на самом подшипнике. Стоимость каретки в сборе для меня это меньшее зло по по цене и мороки с доставанием подшипников, поэтому я каретку просто вытащил и использовал в другом месте - поворотный механизм для антенны телевизора. Всё поменял на новое.

Собирается в обратном порядке, особых настроек не требуется, нужно лишь затянуть получше. Будьте внимательны при установке пыльников, не повредите их, они устанавливаются в паз упорной гильзы каретки .

Источник: http://veluvsem.ru//04/20/kak-otremontirovat-karetku-pedalej-velosipeda/

Источники: http://velomobil.masteraero.ru/velo-11.php, http://www.sportelement.ru/bstory/dept%3Dcrank_bb%26uid%3D359, http://veluvsem.ru//04/20/kak-otremontirovat-karetku-pedalej-velosipeda/




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением




Статьи по теме