Главная » Как правильно заряжать

Как правильно заряжать аккумулятор мотоцикла зарядным устройством

Как я зарядил аккумулятор

Опубликовано: motocafe.ru от 20 Май 2008 в Полезно почитать

«Тоже мне! Нашел, чем хва­статься», — вполне может сказать любой мало-маль­ски опытный мотолюбитель, прочитав заголовок этой за­метки. И он, конечно же, во многом будет прав. Опера­ция эта подробно описана в каждой инструкции по эксплуатации, прикладываемой заводом-изготови­телем как к новому мотоциклу, так и к новой батарее. Да и редкая мотоциклетная книга обходит молчанием затронутый мною вопрос. И все же. Одно обстоятельство, по моему мне­нию, дает основание выйти со столь расхожей темой к широким кругам отечественных мотоциклистов.

Все началось почти 15 лет назад, когда в ру­ки мне впервые попал 12-вольтовый мотоцик­летный аккумулятор 6МТС-9. Сразу же возник вопрос: «А чем же его заряжать?» То, что элек­трическим током, понятно, но какое зарядное устройство для этого использовать? Вопрос вы­глядит просто, а вот ответа на него я не знаю до сих пор. За эти уже немалые истекшие годы я не читал и даже не слыхивал о зарядных уст­ройствах промышленного изготовления, специ­ально предназначенных для 12-вольтовых мо­тоциклетных аккумуляторов, хотя для 6-вольто-вых они выпускаются давно и всегда были в продаже.

Конечно же, и тогда имелась (а сейчас и по­давно есть) уйма зарядных устройств, выпус­каемых целым рядом заводов для 12-вольто­вых автомобильных батарей. Те из них, что имеют принудительную регулировку зарядного тока, могут быть использованы для заряда ма­лоемкой мотоциклетной батареи без каких-ли­бо доработок и переделок. Любые другие для

этой цели также годны, если последовательно с батареей включить подходящий реостат-со­противление, снижающее зарядный ток до тре­буемой величины. Не мудрствуя лукаво, я так и поступил. По ряду причин, на которых вряд ли стоит задерживать внимание читателей, этот способ нельзя назвать удачным, но, худо-бед­но, я обходился им до нынешнего года, когда в очередной раз возникла необходимость заря­дить батарею 6МТС-9.

На сей раз автомобильного подзарядника у меня под рукой не оказалось. Понятно, что можно было собрать самодельное зарядное устройство по одной из схем, которые можно найти в интернете. Бывадт даже очень простые и вместе с тем впол­не работоспособные схемы, собранные из весьма распространенных радиодеталей. И тем не менее, торопиться отыскивать их я не стал, задавшись вместо этого нехитрым вопро­сом: А нельзя ли еще проще? И с мыслью: Где бы мне взять 12 постоянных вольт? я умозрительно окинул взором свое несложное техническое хозяйство . Очень скоро взгляд мой остановился на блоке питания БП-12/5 от старого и никому не нужного кассетного магнитофона. Ак­куратная черно-белая коробочка небольших размеров. Уточнил по описанию его выходную мощность (5 Вт) и номинальный ток нагрузки (0,ЗА) — для мотоциклетной батареи вполне подходят и то и другое. Да вот только выход­ное напряжение.

Да, оно равно 12 В. На первый взгляд это выглядит вполне пригодным, но ведь известно, что для заряда батареи необходимо не ее но­минальное напряжение, а несколько большее, хотя бы 13,5—14 В для 6МТС-9. В противном случае напряжение батареи быстро поднимет­ся до уровня зарядного устройства, ток в цепи станет близким к нулю, и всякая зарядка пре-

кратится. Так, значит, не годится. Однако не будем спешить. Из схемы устройства и текста описания становится ясным, что привлекаемый мною для зарядки блок питания состоит из 3-х основных функциональных частей: понижаю­щего трансформатора, выпрямителя и стаби­лизатора выходного напряжения. Последний и обеспечивает постоянство выходного напря­жения строго 12 В при любой нагрузке, лишь бы она была в пределах мощности, на которую рассчитан блок. А как добиваются такого по­стоянства? Да очень просто — уменьшением напряжения, полученного на выходе выпрями­теля. Эту задачу и выполняет стабилизатор на­пряжения. Он, можно сказать, срезает вер­хушку выпрямленного напряжения на величине 12 В и этим его стабилизирует. Но для заряда аккумулятора стабилизированное по величине напряжение вовсе не обязательно, достаточно, чтобы оно было просто выпрямленным, пусть даже и пульсирующим. А раз так, то интересно бы знать: сколько вольт выдает выпрямитель? Померил напряжение на его выходе тестером — ровно 20 В. Уже лучше — это же без нагруз­ки (то есть при отключенных потребителях), а сколько будет, если к выпрямителю напрямую подключить аккумуляторную батарею?

Сказано — сделано. Подпаиваю два провод­ка и подсоединяю их к аккумулятору, соблюдая полярность. Последовательно с аккумулятором включаю в цепь амперметр (см. схему), так как для процесса зарядки гораздо важнее знать величину тока, нежели напряжения. Задаюсь вопросом: Сколько выдает на аккумулятор привлеченный мною блок питания? Однако, вполне подходяще — 0,4 А! Величина эта не превышает максимальный ток нагрузки, ука­занный в характеристике блока, теперь есть уверенность, что его выпрямляющие элементы не выйдут из строя; можно заряжать. Для акку­мулятора 6МТС-9 это практически зарядный ток второй ступени. Хотя время заряда при та­ком токе и возрастает, тем не менее, аккумуля­тор удастся зарядить на полную емкость в со­ответствии с инструкцией. А на время зарядки, чтобы не гонять понапрасну стабилизатор, его лучше отключить от выпрямителя, отпаяв один из двух соединяющих их проводков.

Вот так магнитофонный блок питания освоил у меня вторую профессию . Полагаю, что, во­обще, для заряда мотоциклетного аккумулято­ра можно использовать любой блок питания от бытовой переносной радиоаппаратуры. Лишь бы он имел подходящее выходное напряжение и развивал достаточную мощность. Ведь прин­ципиально все они устроены одинаково. Уже после описанного случая мне попался на глаза 12-вольтовый блок питания от телевизора Электроника . Я тут же замерил напряжение на выходе его выпрямителя — 19В без нагруз­ки — и решил в следующий раз попробовать зарядить аккумулятор с его помощью, благо, выходная мощность у него на одну треть вы­ше, значит, выше должен быть и зарядный ток.

Автор: Дмитрий Подоляко

Комментарии

Как заряжать аккумулятор мотоцикла на 12 вольт

14 Июня, Вторник

В нашей статье мы расскажем, какие зарядные устройства нужно использовать для зарядки мотоаккумуляторов, как правильно это делать, и какие факторы сократят или продлят жизнь вашей батарее.

Ни для кого не секрет, что аккумуляторы для мотоциклов требуется регулярно подзаряжать. Более того, эту процедуру необходимо проводить время от времени даже тогда, когда батарея снята с байка и спокойно лежит дома. В среднем, это стоит делать один раз в месяц-полтора, в зависимости от уровня саморазряда аккумулятора. В нашей статье мы расскажем, какие зарядные устройства нужно использовать для зарядки мотоаккумуляторов, как правильно это делать, и какие факторы сократят или продлят жизнь вашей батарее.

Главный вопрос, который задает практически каждый начинающий мотолюбитель, – можно ли заряжать аккумулятор автомобильным ЗУ? Ответ на этот вопрос достаточно неоднозначен. С одной стороны, автомобильные зарядные устройства с регулятором силы тока позволяют это делать. С другой – начинающему мотоциклисту за подобную подзарядку лучше не браться, поскольку процедура требует внимания и опыта.

В конце концов, современный рынок предлагает широкое обилие самых разных (в том числе и по стоимости) зарядных устройств для двенадцативольтных батарей. Самые дорогие – автоматические. При работе с таким зарядным его достаточно просто подключить к аккумулятору. И можно про него забыть. Причем, буквально. Некоторые мотолюбители подключают автоматическое ЗУ на всю зиму – оно само контролирует уровень заряда. Впрочем, позволить себе такое устройство может не каждый.

Более дешевый вариант – неавтоматическое зарядное устройство, работу которого нужно будет постоянно контролировать. В идеале, делать это стоит мультиметром. А при его отсутствии придется выкручивать все 6 пробок с аккумулятора и следить за электролитом. Достаточный уровень заряда будет достигнут в тот момент, когда у обоих полюсов начнут образовываться пузырьки газа. Но визуальный контроль возможен только у обслуживаемых батарей (подробнее о разных типах аккумуляторов можно почитать на этой странице ). О правильной зарядке необслуживаемых АКБ читайте ниже.

Остановимся немного подробнее на зарядке 12-вольтного герметичного (необслуживаемого) аккумулятора неавтоматическим зарядным устройством. После его подключения к клеммам (с соблюдением полярности, разумеется) на ЗУ выставляется минимальная сила тока. После этого зарядное можно включать в розетку. Для нормального заряда батареи нам потребуется сила тока в одну десятую от емкости батареи. То есть, при емкости 30А/ч выставляем силу тока в 3 ампера. В дальнейшем за амперметром придется регулярно следить, поскольку сила тока будет изменяться естественным путем, и ее нужно будет возвращать к необходимому значению.

В таком виде зарядка должна происходить до тех пор, пока напряжение не достигнет отметки в 13,8 вольт (для замера используется вольтметр). После этого рубежа снижаем силу тока на ЗУ где-то на треть (например, с 3 ампер до 2-х). И снова догоняем до 13,8 вольт. Затем эту же процедуру повторяем с силой тока уменьшенной еще вдвое (в нашем случае, с 2-х до 1-го ампера). После этого зарядное устройство можно отключать. Как правило, полный цикл зарядки 12-вольтного аккумулятора для мотоцикла занимает около 10-12 часов.

Существует множество способов заметно уменьшить емкость аккумулятора и сократить срок его эксплуатации. Например, регулярные перезаряды и разряд ниже критической отметки. Явным признаком ненормального использования батареи является образование на ней белого налета. Это сульфат свинца, который, помимо вышеописанных случаев, может также появляться при:

Как вы понимаете, задача каждого мотовладельца – не допустить образования сульфата свинца. Для этого достаточно внимательно следить за состоянием электрической системы мотоцикла. Если предполагается длительный простой байка (например, зимой), — аккумулятор лучше снять и хранить дома при комнатной температуре, не допуская излишней разрядки.

Если белый налет таки начал появляться – рекомендуется продолжительная зарядка батареи с силой тока ниже нормы в 2-3 раза. Продолжительность такой зарядки вырастает до суток и более.

Автор Евгений

Источник: http://lenta.co/kak-zaryazhat-akkumulyator-motocikla-na-12-volt-146052

Ток зарядки автомобильного аккумулятора

Чтобы зарядить аккумуляторную батарею (АКБ) не нужно каких-либо профессиональных знаний, так как этот процесс не представляет особых трудностей. Для этого необходимо всего лишь внимательно прочитать руководство по эксплуатации зарядного устройства (ЗУ). иметь данные об аккумуляторе, а также понимать, какой ток предпочтительнее для зарядки аккумулятора. От этого зависит продолжительность срока службы АКБ.

Правильное подключение зарядного устройства

Правильное подключение зарядного устройства

Во избежание потери информации блоком управления двигателем, сбоя настроек дополнительного оборудования и прочих неприятностей, вызванных снятием аккумулятора и отключением всех систем от питания, заряжать АКБ рекомендуется непосредственно на авто. Для этого необходимо следовать некоторым правилам:

  • все электроприборы при подготовке и непосредственно зарядке, следует отключить либо перевести в режим сна;
  • ЗУ рекомендуется подключать к клеммам АКБ только в выключенном состоянии и при минимальном токе;
  • в процессе зарядки АКБ автомобиля, ток зарядки аккумулятора необходимо постепенно добавлять;
  • -контакт на клеммах должен быть максимально качественным.

Если при зарядке падает ток, то это значит, что схема ЗУ привязана к напряжению. При зарядке аккумулятора уровень заряда поднимается, и ток соответственно тоже растет.

Способов зарядки существует несколько и каждый из них имеет свои особенности.

Зарядка током постоянной силы

При таком способе сила тока выступает как постоянная, а рассчитать средний ток зарядки аккумулятора можно следующим образом:

  • для кислотных АКБ – емкость аккумулятора согласно паспорту разделить на 10;
  • для щелочных – разделить на 4.

Кислотные АКБ для авто являются более чувствительными к условиям эксплуатации и режимам в процессе зарядки, а также такие АКБ являются наиболее распространенным видом. Ток зарядки аккумулятора на автомобиле подбирается в соотношении общей его емкости произведенной на 0,1. Т.е. если эта емкость составляет 60А/ч, то ток устанавливается 6А.

Для зарядки аккумулятора мотоцикла, емкостью 6А/ч, достаточно тока 0,6 Ампер. Такой ток может дать портативное зарядное устройство импульсного типа #171;Аида УП-12#187;.

При зарядке АКБ постоянным током нужно контролировать температуру и плотность электролита а также напряжение на АКБ

При этом способе нужно контролировать температуру электролита, его плотность и напряжение аккумулятора. О том, что АКБ зарядился полностью, свидетельствует неизменное напряжение и плотность электролита, а также бурное выделение газов. Но за процессом нужен периодический контроль (хотя бы каждый час), так как для качественной зарядки ток необходимо регулировать и не пропустить газовыделение в период окончания зарядки.

Чтобы увеличить уровень заряда АКБ, ток, при увеличении напряжения до 14,4В, должен быть уменьшен вдвое. Зарядка аккумулятора малым током продолжается до тех пор, пока не начнется выделение газов.

Ускоренная зарядка

Данный способ применяется для ускоренного восстановления рабочего состояния АКБ за счет зарядки на повышенных значениях тока. Отличается он от вышеописанного метода лишь тем, что в этом случае сила тока для зарядки аккумулятора немного больше. Ее значение устанавливается в зависимости от максимально возможного тока, который способно выдавать ЗУ.

Ускоренная зарядка АКБ, при постоянном использовании, сокращает срок его службы

Основным недостатком ускоренного способа зарядки (при его частом повторении) является сокращение длительности эксплуатации АКБ. Поэтому применять этот метод нежелательно. Поскольку форсированная зарядка не предполагает заряд АКБ до полного восстановления ее емкости, то его необходимо в ближайшее время дозарядить более приемлемым методом.

Зарядка АКБ при стабильном напряжении

Уровень заряда, в случае использования этого метода, зависит непосредственно от напряжения, которое в состоянии обеспечить ЗУ. Например, если самое большое напряжение на выходе ЗУ составляет 14,4В, то при непрерывном заряде на протяжении суток, АКБ зарядится максимум на 85%, при этом значении напряжения в 15В – до 90%, при 16В – до 97%. Полной зарядки можно достичь только при использовании ЗУ с напряжением на выходе 16,4 В.

Полная зарядка АКБ при постоянном напряжении требует не менее 24 часов

Этот способ позволяет заряжать АКБ автоматически, в наблюдении за процессом здесь нет необходимости. Окончание зарядки определяется по напряжению на выводах АКБ, оно должно равняться напряжению на выходе ЗУ плюс 0,1В. Но для 95% заряда, если зарядка выполняется при помощи ЗУ с выходящим напряжением 14,4В, потребуется больше 24 часов.

Зарядка аккумулятора импульсным током

Импульсная зарядка – это применение ЗУ с непостоянным током либо напряжением, т.е. их величины увеличиваются и уменьшаются с определенным интервалом. Импульсный ток подразделяется на ассиметричный и пульсирующий.

При зарядке на ассиметричном токе в каждом цикле происходит изменение его полярности. Но электрический заряд больше при прямой полярности, нежели при обратной (соотношение заряда к разряду 10/1, а продолжительности их импульсов 1/2). Благодаря этому и заряжается АКБ.

Пульсирующий ток заряжает батарею за счет изменения своей величины, а полярность при этом остается неизменной.

Зарядка АКБ с использованием стабилизатора тока

Стабилизатор тока для зарядки аккумулятора представляет собой устройство с безтранформаторной схемой с конденсаторами. Этот прибор позволяет заряжать стабильным током 130мА одновременно до 4 АКБ. Ток можно уменьшить до 65мА, если удалить 1 конденсатор.

При использовании стабилизатора напряжения можно одновременно заряжать до 4 АКБ

Аккумуляторы необходимо подключать параллельно размещению стабилитронов в схеме, соблюдая при этом полярность. Именно стабилитроны позволяют одновременно без переключателя производить зарядку 4 батарей, за счет того, что во время зарядки он находится в закрытом положении, а когда АКБ отсутствует в ячейке – стабилитрон открывается, что способствует пропусканию тока.

Аккумуляторные батареи подключаются к стабилизатору тока непосредственно перед его включением в сеть. При его эксплуатации следует быть предельно внимательным, потому что его выходные клеммы связаны с сетью, а одно неосторожное движение может привести к поражению электрическим током.

Похожие записи:

Источник: http://avtofirst.ru/tok-zaryadki-avtomobilnogo-akkumulyatora.html

Источники: http://motocafe.ru/moto-help/621-charge-accu-help.html, http://lenta.co/kak-zaryazhat-akkumulyator-motocikla-na-12-volt-146052, http://avtofirst.ru/tok-zaryadki-avtomobilnogo-akkumulyatora.html




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением




Статьи по теме