Главная » Как правильно заряжать

Как правильно заряжать лодочный аккумулятор

Как зарядить аккумулятор от подвесного лодочного мотора?

Подвесные лодочные моторы большой мощности, как правило, оборудованы специальным разъемом, к которому подсоединяется аккумулятор соответствующей емкости. Однако на моторах маленькой мощности чаще всего даже катушка света предлагается в качестве дополнительной опции. На моторах от 4 до 8 л.с. предусмотрено только штатное место для установки маленьких генераторов.

Генератор или место для его монтажа (два наплыва с резьбой под винты) расположен под маховиком, там же, где генератор для системы зажигания (магдино). Узнать его можно по двум проводам зеленого цвета.

Главной трудностью при самостоятельном монтаже генератора является снятие маховика. Чтобы добраться до гайки, натягивающей маховик на коленчатый вал, нужно снять ручной стартер.

Поскольку открутить гайку достаточно трудно, рекомендуется сначала демонтировать чашу храпового механизма ручного стартера, прикрученную к маховику тремя болтами.

Для того, чтобы открутить гайку маховика, между уступами маховика сверху вкладывается металлический стержень, а гайка откручивается с помощью трубчатого ключа. Если уступов нет, то застопоривается поршневая через свечное отверстие. Гайку маховика предварительно можно замочить в WD-40 или другой подобной жидкости.

После откручивания гайки снимается маховик. Поскольку он сильно натянут на коленвал, необходимо использовать специальный съемник. И тут возникает проблема, потому как найти его довольно сложно. Из-за разнообразия лодочных подвесных моторов даже универсальный съемник может не подойти.

В принципе съемник можно смастерить своими руками. На место болтов чашки стартера нужно вкрутить три болта через толстую стальную пластину съемника. Болт большего размера должен пройти сквозь резьбу в центральном отверстии съемника, своей заостренной частью он упирается в канавку на торце коленчатого вала. Когда закручивается центральный болт, пластинка поднимается и за собой тянет наверх маховик.

Когда маховик будет устанавливаться обратно, следует затянуть его как следует, принимая во внимание при этом его скорость вращения и массу.

Под маховиком предусмотрено место, где крепится катушка света, напротив магдино. После ее установки два провода от нее выводятся туда же, что и провода от магдино. Проводка укладывается таким образом, чтобы она не перетиралась маховиком.

Поскольку катушкой света вырабатывается переменный ток, необходимо провести установку выпрямителя, который является простейшим диодным мостом. Выпрямитель будет преобразовывать переменный ток в постоянный.

Для того, чтобы ограничить напряжение, которое на генераторе может превышать 36 В, потребуется стабилизатор. Он служит для ограничения напряжения 13,5-14,5 В для аккумулятора 12 В.
Сила тока рассчитывается в соответствии с данными генератора. Не следует забывать о требованиях к силе тока при заряде аккумулятора. Он, как правило, не превышает 10% емкости аккумулятора. Для литиевых аккумуляторов данный способ зарядки не подходит.

На моторах в 5 л.с. генераторы выдают ток 2-2,5 А максимум, на более мощных моторах – 6 А.

Категорически не рекомендуется подключать к генератору нагрузку без стабилизатора и выпрямителя.

Аккумуляторы для лодок и катеров

Аккумуляторы для катеров, лодочные аккумуляторы

Эксплуатация аккумуляторных батарей в целях обеспечения энергией лодочного электромотора или запуска двигателя тесно связана со сложными условиями. Это особенно актуально, если речь идет о батареях для лодок или водных скутеров. Движение таких судов всегда сопровождается повышенным уровнем вибрации, резкими сменами углов наклона корпуса, а также связано с большим количеством влаги. Именно поэтому аккумуляторы для катеров по своей конструкции несколько отличны от обычных батарей.

Стартовые для катеров или тяговые аккумуляторы для лодочных электромоторов

Все лодочные АКБ можно разделить на два основных вида: стартовые и тяговые модели. Их главное различие заключается в принципе отдачи электрического тока. Стартовый аккумулятор предназначен только для первоначального запуска двигателя. Такой принцип работы имеет большинство автомобильных АКБ, которые не предназначены для долгой работы без заряда от генератора. Стартовые аккумуляторные батареи для лодок имеют небольшой ресурс, который при длительной работе может полностью исчерпать себя. Определенное количество циклов такой полной разрядки приведет к выходу батареи из строя.
Тяговые аккумуляторы для лодочных электромоторов имеют большую емкость и более толстые пластины, помещённые в специальные конверты, благодаря чему они могут работать долгое время без подзарядки, до полного разряда. Стоимость таких аккумуляторов, как правило, выше стартерных. Однако при эксплуатации акб в циклическом режиме применение этого вида батареи является единственным правильным решением. В последнее время на российском рынке появились модели, имеющие характеристики обеих разновидностей АКБ. В основном это тяговые аккумуляторы глубокого разряда, оснащенные функцией усиленного пускового тока.

Аккумуляторные батареи с необычным электролитом: GEL и AGM

Аккумуляторные батареи для лодок и катеров могут различаться не только по брэнду, но еще и по технологии, они обозначаются буквами GEL и AGM. Гелевые лодочные АКБ заполнены особым электролитом, который обладает малой текучестью. Густая консистенция, внешне похожая на желе, позволяет аккумулятору полноценно работать даже при установке его под большим наклоном. Это очень удобно в случае эксплуатации батареи в целях обеспечения электроэнергией съемного мотора для мелкого судна. Гелевые аккмуляторные батареи в основном предназначены для работы в режиме глубокого разряда, также более быстро принимают заряд и не выделяют газов при зарядке.

Маркировка AGM говорит о несколько ином составе электролита. Такие аккумуляторы для катеров заполнены материалом со стекловолокнистой основой, пропитанной жидким электролитом. Данная технология, так же как и в гелевой разновидности, не позволяет текучему веществу свободно перемещаться внутри батареи, что дает возможность использовать ее в любом положении при самых сильных вибрациях. Такие аккумуляторы применяются для запуска двигателя внутреннего сгорания, а также для поддержания электрооборудования судна, при выключенном генераторе.

Надежная работа лодочного аккумулятора

Еще одной отличительной чертой таких аккумуляторов является полная герметичность корпуса. Многие лодочные АКБ являются необслуживаемыми, то есть не имеют специальных отверстий для замены электролита. Это условие исключает любое попадание влаги внутрь батареи, тем самым продлевая ее срок эксплуатации. Уровень их саморазряда сведен к минимуму для увеличения количества циклов разряда и заряда. Корпус изготавливается из прочных полимерных материалов, препятствующих нарушению герметичности при сильных вибрациях и даже при значительных механических ударах.
Использование обычных свинцово-кислотных аккумуляторов в качестве основного обеспечения судна электроэнергией может привести к аварийным ситуациям. Они также не пригодны для питания электродвигателя лодки. Достаточно часто замена аккумуляторной батареи для лодки на более дешевые модификации является причиной неправильной работы электродвигателя и даже выхода его из строя.

Последние разработки в тяговых аккумуляторах для лодочных электромоторов

Литиевые тяговые аккумуляторные батареи серии RT-L разработаны совместно с Физико-Техническим институтом РАН им. А.Ф.Иоффе. Батареи данного типа являются современным инновационным продуктом мирового уровня. На сегодняшний день это одни из самых легких, энергоемких (до 150Вт/кг), долговечных (около 3000 циклов заряд/разряд), быстро заряжаемых (до 3С) и температуростойких (от -20 С0 до +60 С0) АКБ.
Применение специальных материалов в конструкции наших батарей позволяет им оставаться на поверхности воды при погружении в воду или затоплении. Батареи данной серии запатентованы в России и в США. Батареи серии RT-L не содержат в своем составе кислот и тяжелых металлов и являются экологически безопасными.
Благодаря уникальным характеристикам, большой емкости и малому весу батареи серии RT-L75/100 кроме специального применения, получили большое распространение в качестве удобных и легких источников электропитания лодочных (троллинговых) электромоторов.
Жизненный цикл батарей данного типа более 10 лет.

Источник: http://www.alfaakb.ru/ship/

Виды и особенности тяговых аккумуляторов для лодочных моторов

Тяговые аккумуляторы для лодочных моторов кардинально отличаются от аккумуляторных батарей, которые используются в обычных автомобилях. Хотя в принципе использовать автомобильный аккумулятор для работы с электрическим лодочным мотором можно. Но при этом автомобильный аккумулятор будет быстрее разряжаться. И его ресурс при этом будет снижаться.

В чем отличие тяговых аккумуляторов для лодочных моторов?

Обычные автомобильные аккумуляторы, по сути, нужны для запуска стартера двигателя авто. После этого аккумулятор практически не участвует в работе бортовой сети автомобиля. Получается, что традиционный аккумулятор может выдать большой стартовый ток в течение короткого промежутка времени. Но как только он начинает работать дольше, сила тока начинает падать, и соответственно падает мощность.

Тяговый аккумулятор работает совершенно по другому принципу. Он способен в течение длительного времени поддерживать постоянный ток, достаточный для того, чтобы вращать винт лодочного мотора.

Если сравнивать аккумуляторы с животными, то автомобильный аккумулятор — это скорее гепард, который способен на короткий рывок, а тяговый аккумулятор — это обычная рабочая лошадка, которая в течение длительного времени способна выполнять свою работу, причем выполнять стабильно.

В отличие от классического аккумулятора тяговые аккумуляторы для лодочных моторов имеют гораздо больший ресурс циклов заряд-разряд. Количество циклов отличается в разы. Тяговые аккумуляторы совершенно не боятся полного разряда. После этого они легко набирают нужную емкость во время заряда. А вот традиционные аккумуляторы боятся полного разряда, так как в этой ситуации начинаются процессы сульфитации пластин.

У тяговых аккумуляторов увеличенная герметичность и увеличенная толщина стенок и дна. Это сделано специально для того, чтобы аккумулятор не боялся ударов.

Тяговые аккумуляторы относятся к батареям глубокого разряда, но при этом имеют минимальную возможность саморазряжаться. Это связано с тем, что в гелевых батареях используется кальциевая технология.

Основные виды тяговых аккумуляторов

Тяговые аккумуляторы бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. Обслуживаемые аккумуляторы для лодочных моторов заполнены таким же электролитом, как и классические батареи. Необслуживаемые тяговые аккумуляторы заполнены гелем. Т.е. в них не нужно доливать электролит. Это связано с тем, что в них используются совершенно другие методы удерживания заряда, основанные на применении активного вещества в виде геля.

Гелевые аккумуляторы более дорогостоящие, но и более надежные. Ведь у них нет жидкости внутри аккумулятора. И получается, что при любой тряске, любых вибрациях, любых опрокидываниях батареи из них ничего не может вылиться. Хотя те тяговые аккумуляторы, которые сделаны по классической схеме, т.е. с применением электролита, имеют усиленную герметичность. Дело в том, что электролит — вещество достаточно агрессивное по отношению к ПВХ. А именно из этого материала сделано большинство лодок под мотор.

Преимущества тяговых аккумуляторов для лодочных моторов

Если рассматривать тяговые аккумуляторы для лодочных моторов, в которых используется электролит, то их используют, и производят не настолько часто, как аккумуляторы гелевые. И именно в гелевых аккумуляторах проявляются более всего явные преимущества.

Внутри таких аккумуляторов установлены решетки и пластины, имеющие большую толщину. Благодаря применению такой технологии разрушение пластин и решеток происходит гораздо медленнее, чем у традиционных батарей, имеющих классическую начинку.

Внутри батареи имеется гелеобразная паста, которая имеет высокую плотность. Это приводит к тому, что заряд получается более емким. Одновременно с этим активная паста увеличивает удельную мощность. И благодаря ней ресурс аккумуляторной батареи увеличивается.

Используется специальная форма сепараторов, которые разделяют пластины и решетки. Благодаря такой форме исключаются короткие замыкания внутри батареи. Даже под воздействием вибрации, которая часто встречается, если лодка движется, из-за особой формы сепараторов замыкание внутри батареи исключено.

Используются стекловолоконные технологии, которые предотвращают преждевременное осыпание пластин и замедляют процессы сульфитации. Это влияет на срок службы аккумуляторов.

Кроме этого повышенная герметичность не дает запуститься процессам сульфитации пластин.

Особенности эксплуатации тяговых аккумуляторов на лодках

Б лагодаря тому, что разряд аккумулятора происходит медленно, он способен в течение относительно длительного времени вращать винт двигателя. Причем без заметного падения силы тока. Но нужно понимать, что у самого электрического лодочного мотора есть различные режимы работы. И на некоторых режимах батарея достаточно быстро, какой бы качественной она не была, получит разряд.

Обычно это первая скорость, при которой у винта мотора самый высокий крутящий момент, и этот режим нужен только для старта. Чтобы разряд аккумулятора происходил медленнее, нужно переходить на режимы крейсерского плавания лодки.

Не нужно бояться глубокого разряда тяговых аккумуляторов. У разных производителей степень максимальной разрядки может достигать 70-80%. И это гораздо больше, чем у классических батарей.

В паспорте к батарее обычно указано количество времени, в течение которого можно плавать. Но весьма часто, даже у известных производителей, эта цифра не совсем отвечает действительности. Расчет сделан, исходя из того, что лодка будет передвигаться постоянно на экономной крейсерской скорости. Но дело в том, что на рыбалке приходится часто останавливаться, затем опять запускать мотор. А это все приводит к тому, что аккумулятор будет разряжаться несколько быстрее, чем указано в паспорте.

Некоторые тяговые аккумуляторы для лодочных моторов оснащаются индикаторами разряда и именно по ним нужно ориентироваться по степени разряда. Что касается разряда батарей, то обычные зарядные устройства не слишком подходят для тяговых батарей. Это связано с особенностями подачи тока в них. Поэтому рекомендуется использовать специальные зарядные устройства, рассчитанные на тяговые аккумуляторы.

Источник: http://blesna.net/lodki-i-motory/410-vidy-i-osobennosti-tyagovyx-akkumulyatorov-dlya.html

Источники: http://www.vitamotors.ru/novosti/kak_zaryadit_akkumulyator, http://www.alfaakb.ru/ship/, http://blesna.net/lodki-i-motory/410-vidy-i-osobennosti-tyagovyx-akkumulyatorov-dlya.html




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением




Статьи по теме