Главная » Как правильно заряжать

Как правильно заряжать lipo аккумуляторы

LiPo аккумуляторы и их зарядка.

У любого новичка возникает вопрос: Что такое LiPo и с чем его едят. Попробуем разобраться.

После её прочтения новички стали задавать вопросы про LiPo, что послужило поводом для создания статьи.

1.Что же такое LiPo аккумулятор?
Зачастую случается,что человек не хочет ничего искать и сразу задаёт вопросы. Переносить текст не буду. Прочтите.
http://bit.ly/YgKh2X

LiPo акк. необходимо тщательно выбирать для модели.
Любой LiPo акк. имеет маркировку. Для примера Turnigy 1600 mah 3S 30C где,
Turnigy -фирма производитель
1600 mah -ёмкость батареи
3S - число банок (1 банка 3.7v)
30C - токоотдача

1C - одна ёмкость батареи. Для нашего примера 1600 ma(или 1.6А) А- ампер
Для предоставленной батареи получаем: 30 х 1.6А = 48А
Система РУ модели, в которой используется данный акк. должна иметь пиковую силу тока в эл цепи менее 48А, желательно с запасом.(не более 40-45А)
При не соблюдении такого условия будет убита батарея.
Тревожным признаком будет её вздутие. Такие батареи можно вернуть в исходное состояние, положив их в холодильник или подвал/погреб;но функционал будет снижен. После таких процедур нужно сделать пару циклов разряд-заряд.

Хочу подчеркнуть,что LiPo это опасная штука и с ней надо бережно обращаться.

Что нельзя делать:
  1. повреждать внешнюю оболочку.
  2. нагревать.
  3. сильно разряжать(ниже 3v.)
  4. заряжать большими токами.

2.Как зарядить?
Для Зарядки LiPo батарей используются специальные зарядные устройства(ЗУ).
Настоятельно Рекомендуется использовать ЗУ с возможностью балансировки.
Зарядное устройство/балансир IMAX-B6 18В 5А (оригинал)
Зарядное устройство/балансир iCharger 208B 350W 8S
Любой LiPo акк. (2S и выше) имеет 2 провода: 1) Силовой (красный + и черный - )
2) Балансировочный.
Балансировочный провод необходим для равномерной зарядки всех банок батареи.
На балансировочный провод моделисты цепляют вольтметр-пищалку,для предотвращения разряда ниже порога.
Сигнализатор бортовой разряда аккумулятора (2S-4S) с сигнализатором и индикатором

LiPo батареи можно заряжать током 1С. Для долгой жизни башей батареи нужно использовать ток заряда 0.4-0.6С. При выборе такого тока батарея дольше проживет(будет меньше прогрессировать старение).
Но обязан указать,что есть батареи с током заряда 2С или 5С. На упаковке будет указано.
Рассмотрим на примере: Turnigy 1600 mah 3S 30C
Ток 1С равен 1,6А. но оптимально для батареи можно взять ток заряда 1А.
Батарея будет за зарядке дольше,чем при токе 1,6А. но срок эксплуатации будет больше.
Если ток заряда больше 1С. то батарея может взорваться и будет пожар.

Большинство продвинутых ЗУ имеют разлизные варианты заряда LiPo
Заряд charge
Разряд discharge
Баланс balance
Хранение storage
Нужно выбрать число S вашей батареи, выставить силу тока - А и ждать.

3.Как хранить?
Хранить батареи необходимо заряженными на 60%(3.8v на банку)
При длительном хранении заряженной на 100% или разряженной,батарея умрет/раздуется.
Для правильного хранения LiPo необходимо:
  1. Хранить вдалеке от прямых солнечных лучей
  2. Рекомендуются температуры от +18 до +5 (некоторые моделисты хранят их в холодильнике)
  3. Хранить в спец. пакете или огнеупорном боксе.
  4. Перевести батарею в режим хранения.

При неправильно уходе за LiPo она имеет тенденцию быстро ''умирать'' (падает токоотдача,снижается ёмкость)


Статья написана для группы в ВК RC обзоры http://vk.com/rcreviews

MAX1555. USB зарядное для Li-Po аккумулятора.

Аккумулятор литий-ионный #8211; штука не новая и о способах его зарядки сказано много. Я опишу практический пример заряда однобаночного (3,7В) Li-Po аккумулятора, используя питание USB- разъема. Зарядка через USB #8211; это наиболее удобный способ для мобильных устройств и приборов.

Но, перед тем как описать схему зарядного устройства, рассмотрим сами аккумуляторы. Существуют простые аккумуляторы, вроде таких:

И аккумуляторы со встроенным контроллером заряда. Выполнен контроллер в виде крохотной платы, припаянной к выводам аккумулятора. Обратите внимание, такие аккумуляторы обычно имеют контакты в виде проводов.

Действительно #8211; это же логично: снабдить аккумулятор контроллером заряда. Пусть чуть дороже, но на сколько меньше хлопот. Но что кроется под этим названием: #8220;контроллер заряда#8221;?

Это всего лишь микросхема защиты аккумулятора от перенапряжения, чрезмерного разряда и короткого замыкания. Суть ее действия проста #8211; при запредельных напряжениях или токе, микросхема выключает транзисторный ключ, отключая от цепи аккумулятор. Иногда на выходе такого аккумулятора бывает напряжение 0В. Не пугайтесь, это не значит, что аккумулятор #8220;умер#8221;. Просто аккумулятор разрядился до нижнего предела и контроллер заряда отключил его. Достаточно его зарядить.

Как заряжать такие аккумуляторы? Ответ: так же как и Li-Po аккумулятор без контроллера заряда. Li-Po аккумулятор с контроллером заряда #8211; это всего лишь аккумулятор с дополнительной защитой. Какой аккумулятор лучше #8211; выбирать Вам. Но Вы должны помнить, что Li-Po аккумулятор боится чрезмерного заряда и чрезмерного разряда. И если проблема с чрезмерным зарядом решается зарядным устройством, то вероятность разрядить аккумулятор ниже допустимого предела, вынуждает применять Li-Po аккумулятор с контроллером заряда.

Таким образом, мы определились, что оба варианта Li-Po аккумуляторов #8211; и с контроллером заряда и без него #8211; требуют специального зарядного устройства. Что же будет если Li-Po аккумулятор тупо воткнуть к 5В питания USB. Вы будете удивлены, но аккумулятор зарядится! Хотя при этом процесс зарядки нормальным не назовешь, и при такой зарядке аккумулятор долго жить не будет. Причем Li-Po аккумулятор с контроллером заряда при полном заряде отключится (сработает защита). Хотя к этому времени аккумулятор изрядно разогреется, ничего страшного, может, и не произойдет. А вот без контроллера заряда аккумулятор может окончить жизнь в яркой вспышке, и сжечь Ваш компьютер, или куда Вы там его воткнете, вместе с домом/офисом/заводом.

Существует дешевый #8220;китайский#8221; способ заряжать Li-Po аккумулятор (но только с контроллером заряда!) через токоограничивающий резистор. А параллельно резистору включать светодиод. Светодиод гаснет при полном заряде. Т.е. когда сработает защита. Такой способ применяется в детских китайских игрушках, когда движущаяся/летающая/плавающая игрушка заряжается от батарей блока дистанционного управления. Такой способ подойдет, если Ваш дядя работает на аккумуляторном заводе, и у Вас этих аккумуляторов #8220;ну просто завались#8221;(с). Мы его тоже отвергаем, хотя#8230; нет: все же отвергаем. Мы же не китайцы и дяди на аккумуляторном заводе у нас нет! А пользователей наших устройств мы любим, поэтому, заряжать Li-Po аккумулятор мы будем правильно.

Простая схема зарядки Llipo аккумуляторов:

Для этого берем специальную микросхему MAX1555 или MAX1551 и включаем ее так, как указано в документации . Обратите внимание, что микросхема имеет два входа #8211; USB (3.7-6В) и DC (3.7-7В) для подключения блока питания ПОСТОЯННОГО тока. Т.е. как минимум выпрямленного.

Я сделал небольшую тестовую платку для MAX1555. Светодиод светится пока идет заряд и тухнет, когда зарядка аккумулятора завершена. Если аккумулятор не подключен, то светодиод не горит.

На входе и выходе микросхемы керамические конденсаторы 1мф. Светодиод включен через резистор 220 Ом. На плату можно было впаять USB разъем, было бы симпатичнее. Но я припаял ненужный огрызок USB кабеля.

MAX1551 и MAX1555 отличаются выходом POKCHG. Эти выходы предназначены для индикации процесса зарядки и работают немного по-разному. Подробнее читайте в документации . Я использовал микросхему MAX1555 .

При зарядке я отключаю аккумулятор от нагрузки. Зарядка происходит при выключенном приборе. Т.е. пока прибор работает, аккумулятор физически отключен от зарядного устройства. Если во время зарядки включить прибор, то он отключит аккумулятор от зарядного устройства. Схема реализована просто и надежно:

В итоге имеем миниатюрное зарядное устройство для Li-Po аккумуляторов. Такую схему можно встроить на плату своего прибора и заряжать его от USB. В сочетании с Li-Po аккумулятором с контроллером заряда получаем прибор с полной защитой Li-Po аккумулятора и правильным зарядным. Долгих тебе лет службы, Li-Po !

9 комментариев: MAX1555. USB зарядное для Li-Po аккумулятора.

У меня в самодельном девайсе (которое хотелось бы запустить в серию) используются сервоприводы с допустимым питанием 4.8-6 Вольт. А по размерам мне ни одна батарейка не подходит кроме парочки вот таких вот аккумуляторов как у вас на фото, из игрушек, на 3.7В. Хотя я нашел в Китае и цилиндрические LiPo 30x7mm.

Но если ставить два акка, то нужно гасить резистором или конвертором лишние 1.5 вольта. Жалко КПД. И как их потом заряжать от ЮСБ, не выдергивая? А если ставить один, то нужен конвертор, а у него опять же КПД есть.

Что Вы мне посоветуете? Чтоб акк и маленький был (30х15х7мм) и дешевый (100-200 руб) и заряжался быстро и удобно (лучше от юсб) и напряжение 5-6 вольт и емкость 100-200 ма\ч.

Источник: http://www.avislab.com/blog/max1555/

Весна. Гонконг. год. Отсылаем в Россию для Абзы комплект состоящий из литий-полимерного аккума и зарядного устройства к нему с проводами и разъёмами .
Весна. . Почта России г.Октябрьского. Получение посылки из Гонконга. Радость от приобретения легкого и емкого аккума (4А в 200граммах)

Напаяны разъёмы

Лето-осень . Почти ежедневный заряд/разряд для стартера на ЖПХ. Вскоре аккум начал потихоньку раздуваться. Под умеренно раздутой стенкой ощущалась упругость газа, который хотелось оттуда выпустить. Проткнул стенку шилом, аккум пшикнул, выпуская газ.
Последний раз (17 октября) полетав с этим аккумом, конкретно подсадил его, используя ток для подогрева одной перчатки и для фары паралета. К концу полета перчатка уже не грела, а фара светила еле-еле. Приземлившись извлек аккум из кармана комбеза увидел, что он снова раздулся.
Зарядное устройство после очередного спускания газа показало, что одна из 4 пластин равна нулю. Общий вольтаж аккума уменьшился на 1/4 и стал равным 12-13 Вольт. Зарядка вообще отказывалась его заряжать по схеме Li-Po. Пришлось заряжать по свинцовой программе.

Так как теперь стартера на моторе нет и двиг хорошо заводится рукой, решался вопрос куда задействовать этот подыхающий, но ещё рабочий этот полимерный аккум. Давно хотел для будущего многодневного парапутешествия сделать дополнительные выводы из этого аккума для тока напряжением 4 вольта, 8 вольт (с целью подзаряжать телефон, навигатор и пр.) Благо эти штатные выводы практически уже ЕСТЬ - он называется балансир. Просто надо было общую колодку этого балансира выбросить, а провода удлинить.

Так я и сделал. Мастерская у меня дома, на лоджии. Подзарядив аккум, подсоединил к нему через дополнительные разъёмы телефон, навигатор и одну перчатку. Радовался, как здорово у меня получилось: перчатка грелась, телефон и навигатор показывали индикацию заряда. Чтобы не сажать аккум решил параллельно с радостным процессом дать ему зарядку. Одновременно шла зарядка и разрядка! Я радовался. как ребенок.

Через час я вернулся на лоджию и увидел, что аккум раздулся, как никогда! Чуть чуть заволновался, что ему совсем счас придет пипец. Взяв шило (не впервой!) ткнул его в бок.


Струя какого-то газа вырвалась из-под шила и тут же взрывообразно воспламенилась! Хлопок, яркое пламя, испуганные лица жены и дочери за окном лоджии в комнате. На столе, где все это произошло, продолжает гореть аккум и пламя подбирается к рядом лежащим приборам. Копоть, сажа, дым. Жалко стало телефон и навигатор; сую левую руку в пламя и смахиваю эти устройства на пол. К коже пальцев прилипает горящий провод.
Накрываю весь костер на столе железным листом, одеялом. Сосед снизу кричит мне. Грязь, копоть, три часа работы по восстановлению чистоты на лоджии под ругань моей любимой жёнушки.

И только одна радостная мысль свербила моск: как хорошо, что не в полете! Теоретически раздувшийся аккум мог разорвать свою полимерную оболочку и в полете. На последних полетах он лежал у меня за пазухой комбеза

Но что за газ и почему он воспламенился на этот раз? По характеру горения это был водород. Воспламенение произошло скорее всего из-за искры короткого замыкания от шила в момент прокалывания аккума.

Что-мне не хочется больше покупать полимеры.
Осторожнее с раздувающимися литий-полимерными аккумами! Профилактическое заворачивание его в металлическую фольгу не спасет от взрыва и распространения пламени.

Редактировалось: Абзы (21 Окт ), всего редактировалось 1 раз

Так ты за работу шальные деньги получаешь.

Ты хочешь чтобы я работал за 10 тыр в месяц.

По мнению больных, врач, давший какую-то там клятву должен:
1. Жить бедно
2. Работать бесплатно
3. Работать 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году
4. На работе не кушать, не отдыхать
5. Оказывать помощь не просто быстро, а мгновенно и на 100% эффективно
6. Прислушиваться к рекомендациям больного по лечению, поскольку пациент умнее врача
7. Принимать других больных быстро, а его подольше
8. При лечении в стационаре обязан прокапать

Я думал, что ты, как все анестезиологи, режешь старушек без наркоза и продаешь сэкономленную наркоту налево.

Бред сивой кобылы глупого Шарки

Насчет аккумулетора - надо быть по пояс деревянным, чтобы до такого довести. Он тебя долго предупреждал.

Источник: http://paraplan.ru/forum/topic/103540

Источники: http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/9139/, http://www.avislab.com/blog/max1555/, http://paraplan.ru/forum/topic/103540




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением




Статьи по теме